Arkady (din_sky) wrote,
Arkady
din_sky

О прототипах: Трамвайный поезд ЛМ(ЛП) - 36

Продолжаю ретро-тему (см. пост про трамвай ЛМ-33)
   
Наверное многие заметили, что в нашей стране можно сделать очень талантливый прототип чего-либо (особенно касается техники). Дальше происходит внедрение, посредством которого серийные модели теряют в лёгкости, прочности, становятся проще по дизайну и материалам изготовления (иногда это оправдано, а иногда искажает первоначальный удачный замысел в худшую сторону). Есть второй вариант, когда прототип (один или несколько) вводится в эксплуатацию и работает до полного износа. И дальнейшей порезки на металлолом. Иногда до фазы порезки ржавый остов удаётся отбуксировать в гараж и воссоздать внешний вид хотя бы частично.  Третий – самый грустный – когда после испытаний проект свёрнут, а единственный прототип стоит на задворках и ржавеет до рыжей трухи.

В данных условиях любые сохранившиеся  документальные свидетельства существования малосерийных изделий или одиночных прототипов очень ценны.

Вот о таком несерийном трамвае и пойдёт речь сегодня.

На оригинале этой фотографии трамвай выкрашен в красный цвет. Взял на себя смелость перекрасить его, т.к, судя по качеству, исходник - это раскрашенная чёрно-белая фотография.

Трамвайный поезд "Моторный четырёхосный" – МЧ (ПЧ)–36, он же по поздней и более привычной маркировке ЛМ (ЛП)–36 и он же в народе – «Голубой экспресс». Как ясно из названия, вагон был разработан заводом ВАРЗ в 1936 г. и от своих предшественников отличался тем, что был первым цельнометаллическим вагоном, выпущенным в Ленинграде. Название «Голубой экспресс» он получил из-за цвета бортов.
Был сделан всего один экземпляр поезда - сцепка 4501-4502. Поезд был приписан к трамвайному парку имени Скороходова и работал на 12 маршруте (Барочная ул. - Охта).

Ходовая часть ЛМ-36 имела те же тележки, что и на серийных «Американках». Их без труда можно узнать по белым балансирам.
*К слову, в линейной эксплуатации до сих пор находятся грузовые платформы, сделанные на базе списанных "Американок"*.

Но вернёмся к ЛМ-36. Вот внешний вид и планировка моторного вагона:

Чертёж - оцифрованная версия изображения из т.н. "Кондратьевского альбома" (до войны Кондратьев участвовал в разработке ЛМ-33 и ЛМ-36, а также обмерил и зарисовал весь подвижной состав довоенного Ленинградского трамвая)

От своих предшественников вагон отличался непривычными плавными обводами корпуса (вы на реостатный кожух на крыше только поглядите!) и широкими трёхсекционными дверьми в центральной части (проём увеличен в 1,5 раза. Вагон позиционировался как малошумный (подрезиненные колёса) и комфортабельный. Обратим внимание также на то, что на ЛМ-36 применялся новый тип токоприёмника - пантограф (вместо бугеля, как на "Американках" и вагонах типа МС)

Четыре нижеследующих фото взяты с сайта transphoto.ru


Салон отличался мягкими сиденьями и диванами (сравните с деревянными лавками "Американки"). Подобные сиденья из образцов довоенной техники я видел только в музейном троллейбусе ЯТБ-1. во всяком случае, форма спинок похожая.

Обратите внимание на чашечки плафонов по бокам. Подобные можно наблюдать на ретро-составе "Сокольники" в Москве, вагоны который сделаны по образцу метровагона типа А 1934 года выпуска. Центральные плафоны также впечатляют. Очень жаль, что не разглядеть детали. А такие шаровидные опоры для рук по углам сидений вообще вижу впервые!



Смотришь на этот вагон, пытаешься представить, как смотрелись борта голубого цвета в сочетании с хромированными деталями.


Если приглядеться, можно увидеть что вентиляционные "черпаки" плавно выступают из крыши - как на метровагонах. Теперь сравните с ЛМ-33 ;)


Фото из трамвайной энциклопедии

Трамвайные поезда подобного (но не такого) внешнего вида серийно появились в Ленинграде только после войны.

Из довоенных аналогов стоит отметить московские М-38 - 2 сцепки (каждая из моторного и прицепного вагона). После успешных испытаний, вагоны пошли в серию. Правда серийные образцы все были моторными и отличались от прототипов по дизайну. Подробно смотрим: прототипы+серийные (зацените различия) и история - статья также касается ЛМ-36.

К сожалению, ЛМ(ЛП)-36 до наших дней не дошёл.
После войны поезд был отремонтирован (с отказом от некоторых первоначальных нововведений) , работал в Ленинграде, пока в 1953 г. не был передан в Горький, где и был списан в 1967 г.

 

Tags: ЛМ-36, ретро, трамвайное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment